0 объявлений уже добавлены в избранное
Ещё не зарегистрированы?
Зарегистрироваться
Уже зарегистрированы?Войти на сайт
Закладки
Современный портал недвижимости

Жилая

Коммерческая

Загородная

Жилая недвижимость - это удобная и современная площадка для подачи бесплатных обьявление о продаже и аренде жилой недвижимости. Добавить объект недвижимости.

Загородная недвижимость - это удобная и современная площадка для подачи бесплатных обьявление о продаже и аренде загородной недвижимости. Добавить объект недвижимости.

Добавить в закладки

Землю крестьянам, заводы - креативщикам: как в заброшенном цехе сделать лофт и кому это нужно
Комментариев: 0

09.12.2014
Почему в Минске на территории бывших заводов так тяжело сделать открытое пространство для работы и творчества, концептуальное кафе или концертный зал? Мы узнали у архитектора Георгия Заборского почему переосмысление заводских площадей у нас проходит так тяжело, а владельцы некогда промышленных комплексов испуганно разводят руками, когда на их квадратных метрах предлагают организовать лофт*. Также Reb.by собрал несколько интересных историй о том, когда заводские цеха всё-таки превращались в публичные пространства и узнал, в чём особенности такой "работы на заводе".

Лофт* - переоборудованное под жильё или рабочее место помещения заброшенной фабрики.

Территории бывших заводов Минска – пустующие здания в центре и на окраинах города – таят в себе огромный потенциал. И для того, чтобы этот потенциал раскрыть, не обязательно сносить промышленные постройки. Достаточно наполнить помещения новыми смыслами.

Заброшенные заводские цеха - это довольно брутальные, на первый взгляд, но очень просторные и светлые помещения с высокими потолками. Обилие света и воздуха здесь так контрастирует с мощным оборудованием и массивными стенами, что промышленные постройки часто обретают новую жизнь. Помогают им в этом люди творческие и предприимчивые. Так на месте бывших цехов возникают креативные кластеры (замкнутые территории, на которых взаимодействуют художники, дизайнеры, архитекторы и программисты; это площадки предназначены для совместной генерации идей, работы и общения),лофты, концертные залы, клубы и бары. Но в Минске с этим пока не просто…

Георгий Заборский, минский архитектор и исследователь, один из создателей креативного кластера МЕ100, рассказал нам о том, как переосмысление заводских площадей происходит в Европе, а как у нас:

Georgij Zaborskij

«Настоящий передовой опыт - это как раз освоение своего прошлого»

- Если сравнивать то, как осваиваются устаревшие, упадочные промтерритории Минска и успешных европейских городов - то мы просто на разных координатных осях: в успешных западных городах сейчас чиновник и местный бизнесмен - главные радетели за сохранение “духа места”, за преобразование исторических промышленных кварталов без полного разрушения зданий, укорененных в образе города. Любая инициатива, которая помогает временно наполнить жизнью старый промышленный объект, получает льготную аренду, поддержку административным ресурсом - потому что с минимальными вложениями позволяет начать реконструкцию строения, постепенное окультуривание и придание новой добавленной стоимости упадочному объекту, кварталу, району. Правильно подобранные инициативы в одном старом цеху поднимают общий статус района: твой дом остался прежним, но рядом появилось 100 с лишним новых занятий, и как правило далеко не только “хипстерских”. Можно ли назвать хиспстерской механическую мастерскую, которой может воспользоваться любой отец семейства, или пивную с местным живым пивом, качественной крестьянской кухней и массой специальных услуг для мам и детей, которая сплачивает в сообщество- добрососедство жителей четырех окрестных кварталов?

А у нас сейчас местный чиновник - как правило, человек, одержимый идеей о “современности” в виде стекла и нового строительства. Изнутри эта “современность” заполнена абстрактными людьми с кейсами, в костюмах китайского пошива.  Хотя настоящая современность, настоящий передовой опыт - это как раз освоение своего прошлого, использование локальной истории, духа места, текстур и форм сложившегося города для создания образа будущего.

То есть, если мы хотим, чтобы старые промышленные здания использовались грамотно, нам в первую очередь нужно просвещение административной среды. Наиболее цельно перспективы такого освоения, судя по моему опыту, видят архитекторы-градостроители, включая «Минскградо», и руководители крупных, активно связанных с западными рынками компаний. Но без понимания в чиновнической среде каждый такой проект будет стоить огромных усилий.

Частные владельцы бояться беспредела

Если же сравнивать не с западом, а с постсоветскими городами, пытающимися прорваться на передний край цивилизации - то и тут мы, к сожалению, пока что отстаем, но уже не на 30-35, а всего на десяток лет. В отличии от Москвы, Варшавы, Лодзи, Питера и Еката, наши частные владельцы бывших некогда промышленных зданий и комплексов, пока что испуганно разводят руками, когда с ними заговаривают о лофтах.

 Каждый раз, когда вы объясняете владельцу, что организуете не склад, а общественное пространство, он испуганно представляет себе угарную вечеринку, текилу из пупка и кокаин на зеркале. Ау, уважаемый! Все это сейчас происходит в одном из ваших новеньких офисов, а в старом лофте 50 программистов бесплатно разрабатывают приложение, которое позволит слепым лучше ориентироваться в Минске.

Как наши заводы «выселяют» за пределы города

Минские заводы, расположенные в центральной и переходной зоне, можно разделить на 3 группы. Первые давно умерли или, по крайней мере, съежились, как засохшая улитка в раковине, а их администрации или новые владельцы продолжают подыскивать арендаторов для цехов, чтобы поддержать общую рентабельность выше нулевой отметки. Вторые предписано вынести, как несоответствующие роли их территорий в центре города, экологически опасные и т.д. Но за их вынос нужно платить застройщику. На свои же деньги построить новые здания за городом или на окраине, перевезти производство… на это мало кто готов пойти ради того, чтобы потом еще тратить деньги на снос цехов и новое строительство, и только потом-потом - профит. Эту ситуацию могла бы спасти как раз практика освоения старых корпусов и дворов вместо нового строительства, но пока не будет позитивного примера именно в Минске - все будут опасаться такого сценария. Как продать новострой все знают лучше. И третьи заводы - номинально выносимые, а на деле настолько живые и активные, что нужно быть доном Кихотом, чтобы ими заниматься.

Reb.by собрал несколько историй о том, как заводские цеха в Минске, не смотря на ряд трудностей, всё-таки становились публичными пространствами.

«Горизонт» культурной жизни

В конце 2011 года в бывших цехах завода «Горизонт» поселилась «Арт Сядзіба» – одно из первых арт-пространств Минска. На тот момент это была открытая творческая площадка на 50-60 человек. Здесь проходили выставки, презентации книг, кинопоказы и концерты. Люди с совершенно разными идеями и проектами могли провести своё мероприятие в стенах бывшего завода. Однако уже летом 2012 предприятие «Горизонт» выселило «Арт Сядзібу», разорвав договор об аренде.



- Так получилось, что в 2011 мы были первые, кто пошёл «на завод». До нас культурных площадок в таком формате не было, - говорит директор «Арт Сядзібы» Павел Белоус - МЕ100, Цэх, выставка «Радиус нуля» и другие кластеры и коворкинги появились позже. Мы своим примером показали, что это реально. Конечно, на «Горизонте» была особенная атмосфера! Тогда у нас почти не было денег и всё делалось своими руками: диван притащили из дома, какую-то мебель взяли на барахолке, какую-то нам подарили друзья и партнёрские организации, стены разрисовали знакомые уличные художники…И всё! Мы сами стали проводить мероприятия почти каждый день или предоставлять площадку другим желающим выступить. Важно отметить, что тогда, осенью 2011, в городе была настоящая проблема с помещениями: закрылся клуб «Реактор», а «Репаблика» ещё не существовало; были только «Граффити» и «Галерея Ў» из таких неформальных мест. Поэтому появление «Арт Сядзібы» можно считать ответом на критически малое количество культурных площадок. И именно поэтому к нам сразу пришли люди с предложениями. Им больше некуда было идти, чтобы устроить поэтические чтения или провести что-нибудь необычное.

У заводских помещений, конечно, есть свои минусы. Основные проблемы таких площадок на основе нашего опыта примерно одинаковые. В вахтёрах там обычно или неадекватные бабули, для которых всё «наркоманы и пьяницы», или бывшие милиционеры и военные, которые про все на их взгляд подозрительные вещи докладывают начальству. У нас всегда возникали проблемы с режимом работы: в выходные дни или в будние после 22.00, чтобы попасть в помещение, приходилось в письменном виде просить разрешения. И никого не волновало то, что мы платили большие деньги: так положено и точка! Подозрительность и «советскость» арендаторов – тоже большая проблема. Они не заинтересованы в инициативности, когда сдают свою рухлядь. Их не интересуют проблемы с туалетами, отеплением, но их беспокоят все инициативы, которые они не понимают. Все хотят, чтобы в их помещении на 50 квадратов был тихий офис, но для тихого офиса хватит и 20 квадратов.

Заводские и фабричные помещения из-за большой площади и высоких потолков обычно лучше использовать для больших и шумных мероприятий, выставок, стрит-артовых событий. Но вообще, там можно всё делать! Главное – создать антураж, потому что такие площадки отлично подходят для полёта дизайнерской мысли и использования минималистичных форм, которые позволяют за небольшие средства создавать необычные, уютные места. 

Своим появлением «Арт Сядзіба»привлекла внимание к заводским площадям «Горизонта» и феврале-марте 2012 в одном из цехов завода разместился исследовательски проект «Радиус нуля». Там же по результатам исследования проходила и сама выставка актуального искусства Минска с таким же названием.  

 

 

МЕ100, «Цех» - креативный кластер на 400  

Одно из самых выдающихся результатов преобразования такого формата является «Цех» (бывшее МЕ100) – 400  заводского помещения, расположенного между станциями метро Академия наук и Площадь Якуба Колоса. (Проспект Независимости 58, к6, 2 этаж) 
 

 

История МЕ100   начинается в январе 2013 года, когда команда молодых активистов-архитекторов взяла в аренду два цеха, чтобы сделать там площадку для лекций и дискуссий, открытую студию и коворкинг (это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности). Днём площадка использовалась в основном для работы, а вечером – для общения. Основатели МЕ100 видели его креативным кластером– платформой для творческого развития личности, городских сообществ и города. Здесь проходили концерты, бизнес-тренинги, мастер-классы. Площадка помогла в развитии таких проектов, как благотворительный магазин «KaliLaska»,OfficеArt, и еще многим стремительно развивающимся проектам.


Но уже в июне 2013 года МЕ100 перестало существовать. Сменились владельцы, и на тех же промышленных территориях появился «Цех». Пространство «Цеха» является также открытым для публичных мероприятий. Промышленное помещение концептуально разделилось на 2 части, одна из которых осталась «шумным» цехом (там проводятся лекции, встречи и концерты), а вторая превратилась в арт-галерею. Благотворительный магазин и кафе остались на прежнем месте, «выселять» их никто не стал. «Мы маем прастору, вы ствараеце атмасферу» - таков девиз «Цеха».







 

Текст: Елена Косенчук

Фото из архивов сообществ

© Reb.by
 
 
 
Комментарии
0 комментариев
 
 
Коммментариев ещё не добавлено
© 2011—2016 г. ЧУП "Хорс Пауер", УНП 190837103, г.Минск, пр.Машерова, 54, к.22, тел. +375 17 392-44-17

Разработка сайтов агентство интернет-маркетингa AsbyLab